РОЗДІЛИ
ПРО НАС
ІСТОРІЯ
НОВИНИ та ІНТЕРВ'Ю
ІНВЕСТИЦІЙНІ ПРОЕКТИ
ПЕРЕВЕЗЕННЯ ВАНТАЖІВ
ПОСЛУГИ
ЦІННІ ПАПЕРИ
ЗАКУПІВЛІ
МІСЦЯ ВІДПОЧИНКУ
ЕЛЕКТРОПОСТАЧАННЯ
АНТИКОРУПЦІЙНА ПРОГРАМА
Внутрішній ринок працi
РЕКЛАМА
ПОСИЛАННЯ
ПРЕЗЕНТАЦІЇ
ГАЗЕТА «Робітниче слово»
Інформація про газету
Зворотній зв`язок
Передплата «Робітниче слово»
РОЗКЛАД РУХУ
На вашу думку
Schedule
Мапа сайту
ПРАЦЕВЛАШТУВАННЯ УЗ
Працевлаштування
Запрошуємо
на роботу
Пошук вакансій
та реєстрація кандидатів
Звернення громадян
Отримання вiдповiдей на актуальнi питання



  • Перелік випусків » № 14 (9 травня 2008) 

  • СТРАТЕГ И ТАКТИК СТОЛИЧНОЙ МАГИСТРАЛИ

    Некрасов Петр Михайлович - начальник Белорусской (22. 05.1938 - 1940 г.г.) и Юго-Западной (10.11.1940 - 1941 г.г.) железных дорог. Единственный в СССР начальник железной дороги, погибший в годы Великой Отечественной войны.


    Орловская закалка

    Поначалу - точные биографические данные. Петр Михайлович Некрасов родился в декабре 1898 г. в деревне Овсянниково, что возле г. Орла, русский, происхождением из крестьян. После окончания Орловского городского 4-х классного училища в 1915 г. поступил на железную дорогу, начал работать списчиком вагонов на ст. Орел, затем конторщиком на этой же станции. С железнодорожной станции Орел в 1917 г., в восемнадцатилетнем возрасте, был мобилизован в царскую армию и отправлен на фронт. Служил рядовым пулеметчиком в 219-м пехотном Котельническом полку, воевал на Западном фронте.

    Известие об отречении царя и Февральская революция застали рядового Некрасова в окопах. После девяти- месячной армейской службы, братания в окопах с немецкими солдатами, вместе с другими бойцами, что тысячами оставляли фронт, прибыл домой и солдат Петр Некрасов. Вопрос о выборе профессии на повестке дня долго не стоял: снова железная дорога, станция Орел. В течение трех лет с 1918 по 1922 г.г. Петр Михайлович работает на станции в должности отметчика (списчика) вагонов. С 1922 по 1923 г.г. учится в Москве на технических курсах. В 1923–1926 г.г. - конторщик-распределитель движения, запасной агент ст. Орел. С 1926 г. работал на ст. Орел в должности младшего, а затем и старшего помощника начальника станции, заместителем начальника по технической части.

    В 1932–1933 г.г. учится в Ленинграде на курсах среднего начальствующего состава по специальности «Эксплуатация железных дорог». 1933–1934 г.г. - заместитель начальника, и.о. начальника ст. Орел Московско-Курской железной дороги, избирается членом партийного бюро предприятия. С должности «врио начальника станции» Петр Михайлович вместе с семьей (жена Ангелина Михайловна, дочь Юля и мама Марфа Никифоровна) в ноябре 1934 г. уезжает в Ленинград на учебу во Всесоюзную транспортную академию им. Сталина.

    Но Петр Михайлович не окончил полный курс академии, проучился до 1937 г. и с VI курса слушатель Некрасов был отозван из академии. Назначен начальником службы движения дороги им. Ф.Э. Дзержинского. Здесь он и проработал до мая 1938 г.

    С должности начальника службы движения, Петр Михайлович назначен начальником Белорусской железной дороги, управление которой находилось в г. Гомель.

    Кадровики не ошиблись

    10 ноября 1940 г. Петр Некрасов, согласно приказу НКПС, назначается начальником Юго-Западной железной дороги. В принципе, кадровикам НКПС долго ломать голову над вопросом, кого назначить на должность руководителя столичной магистрали Украины, не пришлось. Белорусская железная дорога, управление которой находилось в Гомеле, граничила с Юго-Западной на участках Гомель – Бахмач, Гомель - Чернигов, Калинковичи - Овруч. Петр Михайлович хорошо знал стыковые участки, для решения производственных вопросов часто общался по телефону с начальником Юго-Западной магистрали М. Каптелкиным, начальниками паровозных депо, станций Конотоп, Коростень и другими специалистами.

    24 июня 1941 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей» при СНК СССР был создан Совет по эвакуации. В состав Совета вошли Л. Каганович (председатель), А. Косыгин (заместитель председателя), Н. Шверник (заместитель председателя), Б. Шапошников, С. Круглов, П. Попков, Н. Дубровин и А. Кирпичников. Совет обладал широкими полномочиями, его решения были обязательными для выполнения всеми партийными и государственными органами. Совет разрабатывал планы эвакуации людских ресурсов и промышленных предприятий из прифронтовой полосы с указанием пунктов размещения, сроков, порядка и очередности эвакуации, организовывал обслуживание эвакуированных в пути, контролировал продвижение и прибытие на пункт назначения. В этих исторических условиях эвакуация была хотя и вынужденной, но экономически и политически необходимой и оправданной мерой, вызванной трагической обстановкой, сложившейся в зоне боевых действий в начальной стадии военного противостояния.

    Петр Михайлович уже в первые дни войны направил на все отделения и важные узлы работников управления дороги и политотдела. Во время обороны Киева под непосредственным руководством П. Некрасова удалось вывезти 197 предприятий и более 350 тысяч жителей столицы. С завода «Арсенал» на 1100 вагонах вывезли все материальные ценности. Всего из столицы Украины было вывезено на Урал 450 эшелонов, загруженных оборудованием 197 предприятий.

    «Обстановка здесь была исключительно тяжелой, - отмечал в своих воспоминаниях бывший уполномоченный Совета по эвакуации Л.И. Погребной. - С утра до ночи Киев бомбили. Все торопились с эвакуацией. Однако рабочие в столь напряженной обстановке проявляли беспримерный героизм и сумели вывезти из Киева основное оборудование, сырье и материалы».

    К сожалению, из трех эшелонов, в которых ехали пациенты детской костной туберкулезной больницы, два первых эшелона с больными детьми были разбомблены. Чтобы спасти третий эшелон, после вмешательства начальника дороги, его быстро отправили из Киева.

    В первые дни Великой Отечественной на Киевском вагоноремонтном заводе в течение восьми суток был построен бронепоезд, активно участвовавший в боевых действиях.

    Некрасов уполномочен заявить…

    Из воспоминаний Героя Социалистического Труда, генерал-полковника технических войск П.А. Кабанова.

    «Железнодорожники Киевского узла и управления Юго-Западной дороги не знали отдыха. Эвакуация населения и ценного имущества объявлена была делом государственной важности. В Киеве, во всех правобережных украинских городах демонтировалось и отправлялось на восток оборудование заводов, фабрик, институтов, медицинских учреждений. Для этого требовались тысячи порожних вагонов. Их надо высвободить, подготовить, подать к точкам погрузки, а затем - вывести обратно на станционные пути, сформировать в составы и отправить на восток. Дел полно! Одновременно шел поток поездов к фронту с живой силой, вооружением, боеприпасами. Вагонов не хватало!

    ….Из управления ВОСО поехали к начальнику Юго-Западной дороги П.М. Некрасову. С Петром Михайловичем я знаком еще по службе в Белоруссии.

    Он тогда был начальником Белорусской железной дороги, а я командовал 3-м железнодорожным полком. Серьезный, выдержанный, в совершенстве знающий свое дело специалист - таким Некрасов навсегда остался в моей памяти. На его плечах в те дни лежала огромная ответственность. Он обязан был организовать доставку всего необходимого для фронта и обеспечить эвакуацию населения и имущества. Одновременно, по указанию МПС, занимался формированием двух мостостроительных отрядов. Один из них, мостоотряд №2, начальником которого был назначен Исаак Юлисович Баренбойм, почти всю войну находился в моем распоряжении.

    Несмотря на страшную занятость, Петр Михайлович принял нас и уделил достаточно времени. С ним мы договорились о дислокации штаба бригады в Дарнице и о порядке работ на закрепленном за бригадой направлении от Дарницы до Ворожбы.

    В конце беседы Некрасов сказал:

    - Тяжело нам приходится в последние дни. Немцы бомбят беспрерывно, а тут еще гроза бед натворила.

    И он рассказал о «самовзрыве» моста через Днепр возле станции Неданчичи, на участке Чернигов - Овруч. Минеры заблаговременно подготовили этот мост к разрушению. Но не выполнили всех требований наставления по подрывному делу. Электродетонаторы поставили в заряды, а не повесили возле них. Несколько дней назад нагрянула гроза, и молния ударила в электровзрывную сеть. Произошел взрыв, в результате которого пролетное строение моста рухнуло в реку.

    Восстановление моста поручили 7-му горему (головной поезд по ремонту устройств водоснабжения), двум батальонам 19-й бригады и строительной организации №1, которая в мирное время прокладывала тоннель под Днепром. …..

    В тревожном настроении вышли мы из кабинета начальника дороги. Киев эвакуировался. Жители грузили свой скарб на подводы, автомашины, велосипеды, мотоциклы. Бесконечный поток людей тянулся к мостам через Днепр».

    …До последнего момента поддерживал начальник дороги Петр Некрасов селекторную связь с окруженными в здании Фастовского железнодорожного вокзала воинами-железнодорожниками, которыми командовал комиссар А.А. Галафеев. Более суток продолжался неравный бой. В последние минуты перед гибелью Галафеев доложил начальнику дороги: «Связь прерываю. Немцы ворвались в башню…».

    По решению Политбюро ЦК ВКП (б), с 30 июня 1941 г. на фронтах введены должности уполномоченных НКПС, которые были наделены широкими правами. Уполномоченные подчинялись непосредственно НКПС, а в части воинских перевозок, восстановления и заграждения железных дорог выполняли требования командующего фронтом. П.М. Некрасов был назначен уполномоченным НКПС по Юго-Западному фронту.

    «Бросьте лучшие силы!»

    6 июля 1941 г.

    КАГАНОВИЧ - НЕКРАСОВУ

    (БЕЛОРУССКАЯ И ЮГО-ЗАПАДНАЯ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ)

    У аппарата товарищ Каганович, здравствуйте. Докладывайте не только как начальник дороги, а и уполномоченный НКПС по Юго-Западному фронту. Как у вас положение дел в направлении до Нежина? Какие были разрушения? Сколько поездов семи тысячных в движении, вышли из узла и сколько находится в узлах под погрузкой или погруженные, но не отправленные?.. Примите к руководству следующие указания. В связи с бомбежкой необходимо особенно форсировать погрузку. Разошлите своих людей на станции, грузите уплотненнее, сговоритесь с командованием и усаживайте людей на платформах вместе с оборудованием - тем самым вы ускорите погрузку и уменьшите количество вагонов. Посоветуйтесь со специалистами немедленно - какие вам нужны облегчения по формированию, например, можно с меньшей строгостью производить расстановку по роду подвижного состава, в то же время не заходить слишком далеко, чтобы не нарушить безопасность движения. На каждый сформированный поезд посадить ответственного работника, в задачу которому поставить быстрейшую выброску состава из узла и сопровождение его по участку. Держите в особой исправности ход на Нежин, бросьте лучшие восстановительные силы на этот ход, чтобы не было длительного срыва движения. Обратите внимание на Мироновку и Фастов. Не отрывайтесь от руководства, не ходите на заседания и даже без исключительной нужды не выезжайте на станции. Сосредоточьтесь на выяснении положения и командировании. Очень прошу вас сделать все для того, чтобы отправить имеющиеся у вас поезда и закончить погрузку. Последнее. Вы обещали грузить Станкостроительный завод и не подали туда вагонов…

    Хорошо. Позвоните сейчас начальникам станций, где происходит погрузка, и передайте им мое требование - грузить быстрее и не сдавать темпы даже при бомбежке. До свидания. Будьте здоровы.

    10 сентября 1941 г.

    КАГАНОВИЧ - НЕКРАСОВУ

    (УПОЛНОМОЧЕННОМУ НКПС ПО ЮГО-ЗАПАДНОМУ ФРОНТУ)

    Здравствуйте, у апарата товарищ Каганович. Слушаю вас... Спасибо, вам тоже привет... Вашу шифровку получил. Отвечаю. Я согласен: в случае, если рельсы не сможете вывезти, практикуйте вами принятый метод закапывания с относом от трассы. Подсылка вам порожняка в данный момент почти невозможна, вы это сами знаете, так как по единственному ходу Киев - Полтава нужно брать от вас односторонним движением или почти односторонним.

    По вопросу о вывозе всего подвижного состава со спецоборудованием: сейчас вызову товарища Багаева, выясню обстановку и дам ему соответствующее задание.

    Надеюсь, товарищ Некрасов, что вы и сейчас, в особо осложнившейся обстановке, сумеете, как и до сих пор, сохранять и держать твердое, уверенное командование и будете, ориентируясь в обстановке, находить выходы из трудного положения. Желаю вам всего хорошего. Постарайтесь в эти дни обслуживать нужды фронта и делать все возможное для этого. Будьте здоровы. Жму вам руку. Передайте еще раз привет всему коллективу! Лично пожму вам руку, когда побьем врага, а что мы его побьем, в этом сомнения нет. Порукой этому - командование нашего Великого Сталина. Привет вам.

    Прошу передать привет землякам-киевлянам в лице руководителя КП(б)У и правительства. Мы все с большим волнением наблюдаем за героической борьбой киевлян, в том числе и железнодорожников Юго-Западной.

    Победа будет за нами. До свидания. Вызывайте меня в любой момент к проводу, когда вам это нужно. Всегда явлюсь.

    О чём молчат мемуары?

    Из воспоминаний Героя Социалистического Труда, генерала-полковника технических войск П.А. Кабанова.

    «До 27 сентября вели ожесточенные бои с гитлеровцами окруженные войска Юго-Западного фронта. Вместе с ними сражались и железнодорожные части 25-й, 19-й, 17-й, 13-й, 5-й и 27-й бригад.

    31-й батальон нашей бригады (командир–майор П.М. Малявкин) был временно придан 25-й железнодорожной бригаде комбрига Л.Н. Чернозатонского. Батальон стоял на техническом прикрытии Петровского и Дарницкого мостов через Днепр. Несколько дней продолжался бой за эти мосты. Наши воины удержали мосты и взорвали их только после отхода советских войск из города. Подрывал мосты сам комбат П.М. Малявкин. Должен сказать, что фашистам не удалось воспользоваться ни одним из железнодорожных мостов через Днепр.

    После взрыва мостов батальон вместе с полевыми частями сражался в окружении. Многим бойцам и командирам не удалось вырваться из огненного кольца. Вместе с группой железнодорожников попал в окружение и начальник Юго-западной дороги П.М. Некрасов. До сих пор (мемуары изданы в 1973 г. - авт.) ничего не известно о судьбе этого замечательного человека. Я не сомневаюсь, что он погиб, как настоящий советский патриот».

    Остается добавить, что в коллективе управления Юго-Западной железной дороги помнят Петра Михайловича. Его портрет размещен в портретной галерее начальников столичной магистрали, а фамилия золотыми буквами выбита на Доске погибших в годы Великой Отечественной войны железнодорожников Управления.

    Из готовящейся к печати книги Владимира Лапина о начальниках Юго-Западной дороги

    Владимир Лапин
    Контактна інформація
    Україна, 01601, м. Київ, вул.Лисенка, 6
    Приймальня директора регіональної філії: 0(44)-4654410 факс 0(44)-4654107
    Прес-служба тел.: 0(44)-4069708 факс: 0(44)-4069175 email: pres@sw.uz.gov.ua
    Розклад руху поїздів (цілодобово): 0-900-90-80-05 (послуги платні), 0(44) 309-70-05