РОЗДІЛИ
ПРО НАС
ІСТОРІЯ
НОВИНИ та ІНТЕРВ'Ю
ІНВЕСТИЦІЙНІ ПРОЕКТИ
ПЕРЕВЕЗЕННЯ ВАНТАЖІВ
ПОСЛУГИ
ЦІННІ ПАПЕРИ
ЗАКУПІВЛІ
МІСЦЯ ВІДПОЧИНКУ
ЕЛЕКТРОПОСТАЧАННЯ
АНТИКОРУПЦІЙНА ПРОГРАМА
Внутрішній ринок працi
РЕКЛАМА
ПОСИЛАННЯ
ПРЕЗЕНТАЦІЇ
ГАЗЕТА «Робітниче слово»
Інформація про газету
Зворотній зв`язок
Передплата «Робітниче слово»
РОЗКЛАД РУХУ
На вашу думку
Schedule
Мапа сайту
Працевлаштування
Запрошуємо
на роботу
Пошук вакансій
та реєстрація кандидатів
Звернення громадян
Отримання вiдповiдей на актуальнi питання



  • Перелік випусків » № 21 (8 червня 2012) 

  • Девяносто лет служения «железке»

    «Во время посещения Музея Юго-Западной дороги меня заинтересовала электрожезловая система инженера Д.С. Трегера. Расскажите на страницах вашего издания об этом изобретении».

    Владимир ШЕВЧЕНКО, г. Киев

    С конца XIX века в России была внедрена жезловая система Вэбба-Томпсона - Смита. Она использовалась во многих странах мира: в Англии, Франции, Ираке, Иране, Австралии. Особое значение она имела для России, как наиболее дешёвая и надёжная система обеспечения безопасности следования поездов.


    Главный инженер отраслевой службы сигнализации и связи Александр МАЙБРОДСКИЙ
    демонстрирует электрожезловую систему Д. Трегера в музее Юго-Западной дороги

    ОТКЛОНИЛ ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИДЕЙНЫМ СООБРАЖЕНИЯМ

    Надзор за исправным состоянием аппаратов входил в обязанности контролёров-механиков и надсмотрщиков службы телеграфа. Аппараты пломбировали и запирали на ключ, который хранился у надсмотрщика телеграфа. Даниил Самуилович Трегер (1883-1961), уроженец Волынской губернии, из «русских немцев», начинал работу на «железке» в 1901-м в Красноярском паровозном депо. Затем занимался ремонтом и обслуживанием телеграфных аппаратов. Будучи надсмотрщиком службы телеграфа Сибирской железной дороги, с 1911 г. начал заниматься усовершенствованием английских электрожезловых аппаратов. Он был выдающимся практиком-изобретателем отечественной железнодорожной автоматики, прошёл путь от телеграфного мастера до ведущего инженера-конструктора Центрального управления службы связи и электротехники Наркомата путей сообщения. В ряду его изобретений числятся: индуктор для жезловых аппаратов, водоуказательная сигнализация для железнодорожных водокачек, полуавтоматическая и автоматическая блокировка. Главное же его детище уже к 1933 г. сэкономило СССР миллион рублей золотом, отлично зарекомендовало себя в годы Великой Отечественной как самое простое, дешевое и надежное.

    Итак, заслуженную известность Трегеру принесло изобретение электрожезловых аппаратов собственной оригинальной конструкции, о которых было объявлено в январе 1921 г. Аппараты Трегера значительно проще и надёжнее им предшествовавших. Представители английской фирмы «Вэбб-Томпсон» предприняли попытки выкупить проект изобретения и тем самым сохранить монопольное владение установкой электрожезловых аппаратов в России. Однако Даниил Самуилович отклонил все предложения по идейным соображениям, тем более, что правительство советской России взяло под свою опеку его изобретение. В 1923 г. система заинтересовала наркома путей сообщения Феликса Дзержинского, и 7 ноября следующего года специалисты Главных мастерских связи и электротехники станции Лосиноостровская (Московская железная дорога) выпустили первый электрожезловой аппарат системы Даниила Трегера. В следующем году началось их массовое производство электротехническими железнодорожными мастерскими, а потом был налажен их выпуск на заводе «Транс-сигнал» в Киеве и подобном предприятии в Саратове. В 1940 г. Д. Трегер сконструировал новую модификацию аппарата, производство которых продолжалось до конца 60-х годов прошлого века. Это было самое распространённое средство сигнализации на наших железных дорогах до времени внедрения автоблокировки. Применение электрожезловой системы регулирования движения поездов допускается Правилами технической эксплуатации железных дорог и сегодня. Таким образом, благодаря Даниилу Трегеру электрожезловая система служит на железных дорогах уже более 90 лет.

    ВО ИЗБЕЖАНИЕ КРУШЕНИЙ

    И все же, что собой представляет электрожезловая система (ЭЖС). На этот вопрос мы попросили ответить главного инженера отраслевой службы сигнализации и связи Александра МАЙБРОДСКОГО.

    - Система регулирования движения поездов на малодеятельных участках, - начал свой рассказ Александр Анатольевич, - весьма интересное изобретение Даниила Трегера. При использовании ЭЖС своего рода пропуском на перегон служит вручаемый машинисту поезда металлический жезл. По прибытии на следующую станцию машинист поезда обязан сдать жезл дежурному по станции.

    За отправление со станции без жезла или провоз жезла дальше следующей станции машиниста ждало очень серьёзное наказание. Но никакими самыми жёсткими дисциплинарными мерами невозможно исключить ситуацию, когда дежурные двух соседних станций совершенно случайно выдали бы по жезлу и отправили навстречу друг другу два поезда, спровоцировав тем самым крушение. Из соображений безопасности необходимо было строго контролировать сам процесс выдачи жезлов. Для этой цели были разработаны электрожезловые аппараты.

    ЭЛЕКТРОЖЕЗЛОВЫЕ АППАРАТЫ СИСТЕМЫ ТРЕГЕРА

    Один комплект ЭЖС предназначен для регулирования движения на одном перегоне. В его состав входит два одинаковых аппарата, каждый из которых установлен на одной из станций (блок-постов), ограничивающих перегон. Между собой аппараты соединяются проводами. Внутри каждого аппарата в специальной кольцевой прорези хранится запас жезлов.


    Жезлы.

    Для извлечения жезла из аппарата его необходимо поместить в поворотное устройство (на фото вверху - зелёное со звездой - 1) и после поворота диска на 90° вынуть через отверстие в аппарате. Но в исходном положении аппарат заблокирован, и ни одного жезла извлечь нельзя. Тем самым достигается невозможность извлечения жезлов посторонними людьми. Да и сам дежурный по станции сделать этого тоже не сможет, пока не получит соответствующего разрешения с соседней станции.

    Желая отправить поезд, дежурный по станции должен был по телефону связаться со сдедующей станцией. Если там были готовы к приёму поезда, дежурный по станции приёма должен был покрутить ручку индуктора - 2. Вырабатываемый им электрический ток через электрожезловой аппарат станции приёма по проводам поступает в аппарат станции отправления и разблокирует замок поворотного устройства.

    При извлечении жезла внутри аппарата проворачиваются кодовые диски, и вся система автоматически блокируется. С этого момента ни на одной, ни на другой станции ни одного жезла больше извлечь невозможно. Следовательно, невозможно и отправить следующий поезд. Система остаётся заблокированной до тех пор, пока перевезённый машинистом на следующую станцию жезл не будет помещён в электрожезловой аппарат станции приёма.

    Из соображений безопасности, соседние перегоны оснащаются жезловыми аппаратами разных серий (с разной формой колец на жезле). Это делает невозможным использование жезлов с соседних перегонов.

    - Но ведь известно и о недостатках этой системы.

    - Главный недостаток ЭЖС в том, что необходимый уровень безопасности движения поездов обеспечивается лишь при безупречной дисциплине локомотивных бригад и дежурных по станции.

    Другой недостаток ЭЖС - необходимость остановки поезда на каждой станции для обмена жезлами - быстро был прёодолён изобретением специальных жезлоподавателей и жезлообменивателей.

    Но как бы то ни было система доказала свою живучесть, а имя её изобретателя Даниила Трегера звучит в залах Музея Юго-Западной дороги.

    При подготовке статьи использованы следующие материалы: Аксёнов И.Я., Суязов И.Г. Техническая эксплуатация железных дорог СССР, под.ред. акад. В.Н. Образцова, М., Трнасжелдориздат, 1939, 383 с.

    Валентина КОЛЯДА, Фото Виталия НОСАЧА
    Контактна інформація
    Україна, 01601, м. Київ, вул.Лисенка, 6
    Приймальня директора регіональної філії: 0(44)-4654410 факс 0(44)-4654107
    Прес-служба тел.: 0(44)-4069708 факс: 0(44)-4069175 email: pres@sw.uz.gov.ua
    Розклад руху поїздів (цілодобово): 0-900-90-80-05 (послуги платні), 0(44) 309-70-05